Русский язык 5 класс 1 часть
упр 212
212. Прочитайте текст, обратив внимание на слова с пропуском букв и со скобками. Выпишите эти слова, обозначьте орфограммы. Произнесите выделенные слова несколько раз. Какие особенности произношения в них согласных звуков вы можете отметить?
И мы пошли. И вдруг Алёнка говорит:
— Хочешь поносить?
И протянула мне ниточ(?)ку. Я взял. И сразу как взял, так услышал, что
шарик тонен(?)ко-тонен(?)ко потянул за ниточ(?)ку! Ему, наверно, хотелось
улететь. Тогда я немно..ко отпустил ниточ(?)ку и опять услышал, как
он настойчиво так потягивается из рук, как будто очень просит(?)ся улететь.
И мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может л..тать, а я его
д..ржу на прив..зи, и я взял и выпустил его. И шарик сначала даже (не)отл..тел
от меня, как будто (не)поверил, а потом почу(?)ствовал, что это вправду,
и сразу рв..нулся и взлетел выше фонаря.
Алёнка за голову схватилась:
— Ой, зачем, держи!..
И стала подпрыгивать, как будто могла допрыгнуть до шарика, но увидела,
что (не)может, и заплакала:
— Зачем ты его упустил?..
Но я ей ничего (не)ответил. Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху
плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жиз(?)нь.
И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка тоже, и многие взрослые
остановились и тоже позадирали головы — посмотреть, как летит шарик,
а он всё летел и умен(?)шался.
Вот он пролетел последний этаж бол(?)шущего дома, и кто-то высунулся
из окна и махал ему вслед, а он ещё выше и немножко вбок, выше антенн
и голубей, и стал совсем мален(?)кий... У меня что-то в ушах звенело,
когда он летел, а он уже почти исчез. Он залетел за облач(?)ко, оно
было пушист..е и мален(?)к..е, как крол(?)чонок, потом снова вынырнул,
пропал и совсем скрылся из виду и теперь уже, наверно, был около Луны,
а мы всё смотрели вверх, и в глазах у меня замел(?)кали какие-то хвостатые
точ(?)ки и узоры. И шарика уже (не)было нигде. И тут Алёнка вздохнула
еле слышно, и все пошли по своим делам.
(В. Драгунский. «Красный шарик в синем небе»)
Перечитайте текст. Подберите к нему заголовок. Определите функционально-смысловой тип речи и функциональную разновидность языка. Найдите фрагменты. в которых автор использует разговорную речь.
Ответ: