Русский язык 8 класс
упр 160
160. Что представляет собой каждый из приведённых текстов (рассуждение, описание, повествование)? Как связаны в них предложения? Какие формы глаголов-сказуемых употреблены в каждом из них (вид. время)? В каких случаях эти сказуемые выражают действия, происходящие одновременно, а в каких - следующие друг за другом?
I. Солнце лежало на запущенной клумбе с цветами и на травянистой лужайке.
Коричневая бабочка сидела на цветке и то распускала, то сдвигала крылышки.
Земляные пчёлы, мохнатые, тёмные, с белыми широкими пушистыми полосками
вокруг брюшка, сновали с цветка на цветок, сладко гудели.
(А. Фадеев)
II. Лизавета Ивановна встала, вынула из комода ключ, вручила его Германну и дала ему подробное наставление. Германн пожад её холодную, безответную руку, поцеловал её наклонённую голову и вышел.
III. Ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью. (И. Тургенев)
Ответ:
I. Тип речи - описание. Вид связи предложений - параллельный. В тексте употреблены глаголы-сказуемые в форме изъявит. наклонения, прош. времени, несов. вида. Все сказуемые выражают действия, происходящие одновременно.
II. Тип речи - повествование. Вид связи предложений - цепной. В тексте употреблены глаголы-сказуемые в форме изъявит. наклонения, прош.времени, сов. вида. Все сказуемые выражают действия, следующие друг за другом.
III. Тип речи - рассуждение. В тексте употреблены глаголы-сказуемые в форме изъявит. наклонения, прош. времени несов. вида и настоящего времени сов. вида. Сказуемое в первой части сложного предложения выражает обобщенное действие, а во второй части - следствие из действия, выраженного первым сказуемым.