Русский язык 9 класс
упр 76
76. Чем отличаются тезисы от конспекта? Составьте конспект и тезисный план статьи И. Гончарова "Мильон терзаний".
Ответ:
Упражнение 76
Отличие тезисов от конспекта: в тезисах коротко фиксируются основные
положения текста, а конспект – это более подробное изложение текста.
Тезисный план:
Комедия «Горе от ума» держится особняком в литературе.
«Горе от ума» - комедия, которая никогда не утратит свою жизненность,
в отличие от других произведений.
«Лагерь Фамусова» и Чацкий.
Без Чацкого в произведении не было бы борьбы нравов.
«Мильон терзаний» - то, что Чацкий получил как результат своей борьбы.
Исполнение комедии на сцене.
Конспект
Комедия «Горе от ума» держится каким – то особняком в литературе и отличается
моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений
слова.
Все знаменитости первой величины, конечно, недаром поступили в так называемый
«храм бессмертия». Несмотря на гений Пушкина, передовые его герои уже
бледнеют и уходят в прошлое. Гениальные создания его сами становятся
историей. Называли бессмертную комедию «Недоросль» Фонвизина, но теерь
в нем нет ни одного намека на живую жизнь, и комедия обратилась в исторический
памятник. «Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило
их, прошло через гоголевский период, прожило эти полвека со времени
своего появления и все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще
много эпох и все не утратит своей жизненности.
Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии,
а была бы, пожалуй, картина нравов. Чацкий не только умнее всех прочих
лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него
есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом – это человек
не только умный, но и развитой, с чувством. Чацкий, как видно, готовился
серьезно к деятельности. Он «славно пишет, переводит», - говорит о нем
Фамусов. Он, конечно , путешествовал не даром, учился, читал, принимался,
как видно, за труд, был в сношениях с министрами и разошелся – не трудно
догадаться почему. «Служить бы рад, - прислуживаться тошно», - говорит
он сам. Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену. Он и в Москву,
и к Фамусову приехал, очевидно, для Софьи и к одной Софье.
Но на приеме после резкого монолога Чацкого: «А судьи кто?» завязывается
другая борьба, важная и серьезная, целая битва. Образовались два лагеря,
или с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии «отцов и старших»,
с другой – один пылкий и отважный боец, «враг исканий». Чацкий рвется
к « свободной жизни», к «занятиям» наукой и искусством и требует «службы
делу, а не лицам». Весь ум его и все силы уходят на эту борьбу. Не только
для Софьи, но и для Фамусова и всех его гостей «ум» Чацкого разразился
в тот гром, при котором крестятся, по пословице, мужики. Нужен был только
взрыв, бой, и он завязался, упорный и горячий – в один день в одном
доме, но последствия его отразились на всей Москве и России.
Чацкий, если и обманулся в своих личных ожиданиях, то брызнул сам на
заглохшую почву живой водой – увезя с собой «мильон терзаний» - терзаний
о т всего: от «ума», от «оскорбленного чувства». Чацкого роль – роль
страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя
она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе,
они сеют только, а пожинают другие. Чацкий сломлен количеством старой
силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.
Он, вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу «один в поле не
воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой
воин, застрельщик и – всегда жертва. Чацкий неизбежен при каждой смене
одного века другим.
В игре вообще нельзя претендовать на историческую верность. Поэтому
необходимо артисту прибегать к творчеству., к созданию идеалов, по степени
своего понимания эпохи и произведения Грибоедова. Это первое, то есть
главное сценическое условие. Второе – это язык. В таких высоких литературных
произведениях, как «Горе от ума», как «Борис Годунов» Пушкина и некоторых
других, исполнение должно быть не только сценическое, но наиболее литературное,
как исполнение отличным оркестром образцовой музыки, где безошибочно
должна быть сыграна каждая музыкальная фраза и в ней каждая нота.